Разыгрывающий сборной России и ЦСКА Павел Атьман в большом интервью «Быстрому центру» вспомнил выступление в Катаре, поразмышлял о возможной тренерской деятельности и поделился планами на финальную часть чемпионата России.
– Победа в ничего не значившем матче со «СГАУ-Саратовом» далась ЦСКА легко, а важная игра с «Чеховскими Медведями» у вас не получилась. В чем причина?
– Мы настраивались на победу, но отпечаток наложило обидное поражение в финале Кубка. Сначала приходили в себя, затем разъехались по сборным. В самом матче с чеховцами плохо реализовывали стопроцентные моменты, дали сопернику оторваться в счете, после чего вернуться в игру было сложно.
– Есть понимание, в чем нужно добавить, чтобы взять реванш в возможном противостоянии с «медведями» в плей-офф?
– По горячим следам игру не разбирали. Идем от матча к матчу, поэтому после Чехова готовились к Саратову, а сейчас все мысли о «Динамо». Конечно, держим в уме возможную встречу с «медведями», хочется, наконец, обыграть их. К сожалению, у нас есть пробелы в составе, некоторые ребята уехали, а заменить их не получилось. Руки не опускаем, уверен: нынешнего состава хватит для борьбы за чемпионство. Многое зависит от желания и сопутствующей удачи.
– Чего не хватило ЦСКА для завоевания кубкового титула в Буденновске?
– Не должны были доводить дело до серии пенальти, которая часто становится лотереей. Надо было отстоять в концовке. Однако даже после пропущенного мяча могли выиграть, но заключительную атаку до броска не довели. В раздевалке, понятное дело, все были расстроены, переживали, что оказались близки к завоеванию первого титула в истории клуба, но не хватило совсем немного. Тренеры в такие моменты ничего не говорят. Конечно, обидно, но жизнь продолжается. Сейчас наша цель – успешное выступление в плей-офф.
– Вы говорили, что пропуск двух подряд чемпионатов мира из-за травм давил на вас психологически. После недавнего Евро, на котором вы тоже не сыграли, не возникало мыслей о завершении карьеры?
– Нет, такого не было. Летом пришла уверенность, что все будет хорошо: восстановился, набрал форму. Потом произошло воспаление оперированного места. Мне потребовалась пауза. После того как разрешили вернуться к тренировкам, усердно работал каждый день, была надежда, что успею восстановиться к турниру. С Велимиром Петковичем мы были на связи, я держал его в курсе процесса реабилитации. Он понимал, что если и успею восстановиться, то буду не в лучшем состоянии. Так что непопадание в расширенный список не удивило. Сейчас уже ничего не беспокоит, в физическом плане буду готов еще лучше к старту плей-офф.
– Помимо постановки диагноза, испанские врачи консультировали вас касательно процесса восстановления?
– Я всегда работал в одном режиме. Получив первую серьезную травму, выпал на долгий период. Режим нарушился. Травма плюсневой кости влияет на баланс, меняется походка. Доктора в Барселоне сказали много ходить по пересеченной местности, песку, работать над восстановлением баланса. Самым главным было не зацикливаться на процессе ходьбы. Включал музыку и гулял в наушниках по лесу.
– У вас было несколько тяжелых травм, но вы продолжаете выступать. В чем находите мотивацию?
– Многие люди думают, что у меня было много тяжелых травм, хотя всего я перенес две операции. И не считаю повреждение плюсневой кости тяжелым, ведь ломает ее каждый десятый. Разрыв сухожилия – да, тяжелая травма со сложной операцией. Часто были мелкие повреждения, надрывы. Бывало, только приду в форму – и тут же очередное растяжение. Моя мотивация – желание играть в гандбол.
– Во время восстановления приходили мысли о тренерской деятельности?
– Не отрицаю, задумывался о том, чем буду заниматься после окончания карьеры. Но просто захотеть и стать тренером нельзя. Необходимо пройти обучение, участвовать в семинарах, смотреть, как работают другие специалисты. Принцип тот же, что и на старте занятий гандболом, ведь все начинают с азов. По моему мнению, не всегда из хорошего игрока сразу получается настоящий тренер. Точно могу сказать, что хочу получить высшее физкультурное образование.
– Петкович назвал вас сильнейшим гандболистом из тех, кого он тренировал. Как складывается общение с ним?
– Когда он работал в ЦСКА, общались больше. Потому что я знаю сербско-хорватский, помогал с переводом. Он подсказывал в игровых моментах, я также делился с ним мнением. К сожалению, в сборной при Велимире на крупных турнирах я не играл. Но общаемся мы хорошо, часто созваниваемся. Он спрашивает у меня о командах и игроках Суперлиги, я – о его тренерских идеях. На немецком не разговариваем, я знаю его не так хорошо. А некоторые слова близкого к русскому сербско-хорватского начали понимать все ребята в сборной.
– В ноябре Катар станет футбольной столицей мира. Вы играли там в 2015-м – расскажите, какой запомнилась страна.
– До Катара два месяца я провел в Дубае. На то время разница между Эмиратами и Катаром была существенной, но Доха стремилась к развитию, небоскребы появлялись как грибы после дождя. Грандиозная стройка к чемпионату мира началась уже тогда, даже стартовало строительство метро. Также стал развиваться туризм. Как там сейчас, сказать не могу. Но уверен, что к мундиалю они подготовятся идеально.
Жили мы со всеми иностранцами в отеле, ездили на тренировки на нескольких машинах. Личный автомобиль предоставляли только в Дубае. Да и ездить в маленьком Катаре было особо некуда. Только в торговые центры и несколько мест для прогулок, но лишь вечером, когда жара спадет. В Эмиратах в этом плане интереснее.
Жара же в Катаре нереальная. С конца марта начинается пекло. На улице можно находиться до 10 утра, после чего ниже 40 градусов температура не опускается.
Без кондиционеров там не выжить, они в Катаре везде – в транспорте, квартирах, заведениях, на остановках.
– Машина в Дубае – «Ламборгини» или «Гелендваген»?
– Нет, вы что, я же не футболист. Эти ребята и на крутых машинах ездили, и в других местах жили – виллы, большие квартиры. Гандбол в стране непопулярен, в плане интереса зрителей он уступает и баскетболу с волейболом. Футбол вне конкуренции. Ходил на пару матчей, стадион был переполнен.
– Следите за мировым гандболом? Миккель Хансен заслуженно признан лучшим гандболистом 2021 года?
– В бундеслиге смотрю только топ-матчи и игры «Ганновера». Стараюсь следить за большинством встреч Лиги чемпионов. Хансен – лучший по совокупности выступлений за клуб и сборную. «ПСЖ» с ним часто доходил до «Финала четырех» Лиги чемпионов, но так и не выиграл титул. И конкретно Миккелю в составе парижан это уже не удастся, так как из-за проблем со здоровьем последний сезон в клубе для него закончен. Зато в национальной команде, которая в последние годы постоянно в топ-3, он всегда хорош. Думаю, Хансен заслуженно признан лучшим гандболистом мира. Хотя, по моему мнению, есть еще несколько претендентов на это звание.
– Как оцените прогресс «Магдебурга» и «Кельце»?
– «Магдебургу» я симпатизировал, еще когда выступал в Германии. Команда играет в быстрый и умный современный гандбол под руководством классного тренера. Сейчас подобрался хороший состав, а успешный старт сезона только добавил уверенности. Буду рад, если команда станет чемпионом. Пока же она лидируют абсолютно заслуженно.
Спад «Киля» и «Фленсбурга»? Это не проблемы «Магдебурга», сейчас он в хорошей форме. А так как это спорт, завтра стать лучше может кто-то другой. «Кельце», думаю, доберется до «финала четырех» Лиги чемпионов. В решающих матчах фаворита нет. Финальный уик-энд – волшебное место, где шансы каждой команды равняются 25%.
– В последнее время вы стали лицом ЦСКА. Участвуете в школьных мастер-классах, знакомите с гандболом блогеров.
– В этих акциях участвуют все ребята из команды. Круто, что они проводятся, ведь большинство детей в школах даже не знают, что такое гандбол. Мастер-классы полезны для популяризации нашего вида спорта. Опыт с блогерами также получился интересным. В съемке программы участвовала вся команда, просто мне выпала роль быть их проводником в мир ручного мяча.
– Прошлым летом вы продлили соглашение с ЦСКА до 2023 года. Это последний контракт в вашей карьере?
– Не знаю, не хочу загадывать. Посмотрим, что будет. Главное – желание играть. И чтобы здоровье позволяло это делать. Заграница? Возможно, но не команда из сильного чемпионата. Там здоровья точно не хватит. Каждую неделю выдерживать игры с серьезными соперниками в моем возрасте трудно. Сейчас же у меня контракт с ЦСКА, поэтому думаю только о победах с армейцами.
– Ставили ли себе цели в начале карьеры?
– Конечно. Нет смысла заниматься спортом без целей. Первая – попасть в юношескую сборную. Потом большой мечтой стала игра в зарубежном чемпионате и Лиге чемпионов. Затем стремился попасть в национальную команду. Понятно, что аппетит приходит во время еды, но необходимо трезво оценивать свои способности.
Чувство недосказанности? Всегда хотел поиграть в бундеслиге, получилось сделать это в 29 лет. Жаль, что из-за травм не удалось провести два полноценных хороших сезона и максимально раскрыться в немецком чемпионате.
Николай Спирчагов / «Быстрый центр»
Фото: Василий Пономарёв / ГК ЦСКА, Дмитрий Христич / ФГР